Главная » Партии России » Электоральное отчуждение

Электоральное отчуждение

В последнее время довольно часто обсуждается проблема электоральной активности. Во-первых, то из одного, то из другого региона поступают тревожные сообщения о низкой явке избирателей, и о несостоявшихся выборах. Например, с первого раза не состоялись выборы в Мособлдуму по Красногорскому, Люберецкому районам, городам Видное и Электросталь.  По этой причине предлагают или отменить выборы, или снизить порог явки, по которому выборы признаются состоявшимися.

Во-вторых, можно услышать самые противоположные мнения, то есть поднять порог явки еще выше, и так дисциплинировать избирателей. Но, проблема не в самом пороге. На основании анализа активности избирателей установлено, что примерно 20% избирателей   приходят на выборы регулярно, где-то 40%  систематически  игнорируют выборы, и остальные 40% участвуют в выборах в зависимости от конкретной предвыборной ситуации.

Иными словами, в своеобразной зоне вероятности находится порог от 25 до 50%,  то есть выборы могут состояться, или не состояться. При этом очень важно насколько осмысленным  считают избиратели свое участие в выборах. Исследования в различных регионах показывают, что более 50% голосующих избирателей испытывают чувство надежды по отношению к предстоящим выборам.

В противном случае наблюдаются тенденции «электорального отчуждения», суть которого можно описать как восприятие избирателями интересов кандидатов и других участников выборов, как далеких их собственным интересам.  Поэтому участие в предстоящих выборах  бессмысленно.  Тенденцию «электорального отчуждения» позволяют выявить некоторые признаки:

— при проведении  социологического опроса высокий процент отказов, где-то 30% и более;

во время фокусированных интервью отрицательные эмоциональные реакции на тему «выборы»;

— при ответах на вопросы о выборах высокий уровень социальной желательности – увеличение декларируемого уровня явки, как относительно предыдущих выборов, так и   предстоящих;

— низкая активность «среднего» звена участников выборов – представителей общественно-политических организаций, СМИ,  вероятных кандидатов;

— обеспокоенность ведущих представителей элиты  по поводу предстоящих выборов.

Особенности как общероссийской, так и местной социально-политической ситуации влияют на формирование  электорального отчуждения. Во многих случаях избиратель не голосует, если в силу позитивных и негативных факторов не сопоставляет мотивы, выдвигаемые политиком, со своей собственной жизнью.  И тогда избирателей начинают покупать, пугать, шантажировать, развлекать и т.д. На такие правила игры избиратели начинают отвечать тем же, довольно часто профессиональные просители или шантажисты ставят ультимативные условия, если не сделаете что-либо где-нибудь, то не придем.

Сегодня традиционно применяемые «технологии электоральной активности» скорее носят анти-имиджевый характер, и даже, если в конкретной ситуации достигают нужного эффекта, только усугубляют «электоральное отчуждение».



Просмотров: 43




FavoriteLoadingДобавить в избранное